Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Немного истории

Решение о строительстве в Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода было принято Народным комиссариатом топливной промышленности СССР в 1938 году и было связано с началом развития добычи нефти на острове Сахалин. Именно для ее переработки нужен был завод на Дальнем Востоке России.

Расположение завода в Комсомольске-на-Амуре имело ряд преимуществ: практически решенными оказались вопросы доставки сырой нефти и вывоза готовой продукции. Доставку нефти предполагалось осуществлять водным путем - по реке Амур. А вывозить товарную продукцию по железной дороге, которой город был связан с Транссибирской железнодорожной магистралью.

Строительство завода пришлось на начало Великой Отечественной войны. Фронт требовал горючее, и завод, не смотря на все трудности, был построен в самые короткие сроки. Уже 24 октября 1942 года Государственной комиссией был подписан акт о приемке завода и сдаче его с 1 декабря 1942 года в эксплуатацию. Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод состоял из атмосферной трубчатки мощностью 500 тыс. тонн в год, установки кислотно-щелочной очистки светлых нефтепродуктов и объектов вспомогательного хозяйства. 1 декабря 1942 года состоялся пробный пуск установки АТ, а 2 декабря завод выдал первую продукцию. В течение всей войны завод бесперебойно поставлял на фронт свою продукцию: различные виды топлива, включая авиационный бензин.

До 1953 года завод работал только в период навигации на Амуре, т.к. нефтепровод с о. Сахалин в то время был проложен только до Софийска, а уже оттуда нефть танкерами и баржами доставлялась в Комсомольск-на-Амуре. В зимние месяцы часть работников завода занималась ремонтом оборудования, часть - работала на лесозаготовках. В 1 953 году, когда нефтепровод проложили до Комсомольска-на-Амуре, завод стал работать круглогодично.

В 1968 году на заводе была введена в эксплуатацию коксовая кубовая установка мощностью 30 тыс. тонн в год. Установка позволяла получать высококачественный кокс для алюминиевой промышленности. В 1972 году установка была дооборудована вакуумным блоком, что позволило превысить проектную производительность в два раза. В тот же период велась постоянная реконструкция установки АТ, мощность которой была доведена до 1,5 млн. тонн в год.

Свое второе рождение завод получил в 1979 году, с вводом в эксплуатацию комплекса установки ЭЛОУ-АВТ-3. С этого времени завод начал перерабатывать не только сахалинскую, но и западносибирскую нефть, которая доставляется на завод по железной дороге из Ангарска. Одновременно со строительством установки серьезное обновление получило и общезаводское хозяйство: построен новый комплекс очистных сооружений, включающий также биологическую очистку стоков, реконструировано энергохозяйство, построено 280 тыс. кубометров резервуарных парков, новые эстакады слива нефти и налива нефтепродуктов. Максимальной производительности завод достиг в 1990 году, когда было переработано 5,8 млн. тонн нефти.

Закончен первый этап реконструкции завода, который был направлен на решение проблемы повышения качества выпускаемых бензинов до уровня мировых стандартов. Построен и 17 апреля 2001 года сдан в эксплуатацию комплекс установки каталитического риформинга бензина мощностью 450 тыс. тонн в год. 23 апреля 2002 года успешно сдана в эксплуатацию установка изомеризации легкой нафты мощностью 100 тыс. тонн в год с соответствующим набором объектов общезаводского хозяйства.

С началом работы этих установок, бензин, произведенный на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе, соответствует мировым стандартам качества не только по содержанию свинца, но и по содержанию бензола.