Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

SWOT - анализ предприятия, определение стратегии и целей развития

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT - анализ.

SWOT - анализ - оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Анализ среды предприятия осуществляется с целью:

1. - выявления в ее потенциале силы

2. - выявление в ее потенциале слабости

3. - установление возможностей, предоставляемых организации ее внешней средой

. - выявление угроз для организации со стороны внешней среды.

Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства фирмы, и те, которые не чувствительны к такому управлению. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для осуществления процесса стратегического планирования, представляющего собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих перспективных целей.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Поэтому для успешного применения SWOT - анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и оценить их с точки зрения того, какое влияние они оказывают, сколь важным для нее является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для ООО «Брянсксбыт» наиболее существенными являются угрозы, связанные с нестабильностью цен на ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, газ, запасные части и комплектующие изделия, колебания цен на продукцию со стороны поставщиков, возможность появления новых сильных конкурентов.

Таблица 5. Матрица SWOT - анализа ООО «Брянсксбыт»

Возможности: Увеличение спроса в результате увеличение производственных мощностей промышленными предприятиями и малым бизнесом. Ослабление позиций со стороны конкурентов. Стабильность налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения. Емкий рынок товаров и услуг, возможности роста объемов продаж. Реформы жилищно-коммунального хозяйства и планируемый рост темпов строительства жилья увеличить потребность в товарах фирмы

Угрозы: Рост цен на материалы и энергоносители. Ухудшение демографической ситуации в России (и особенно в Брянской области). Снижение реального уровня жиз-ни населения Брянской области. Трудность в налаживании пос-тоянных связей с поставщиками и покупателями продукции. Высокие ставки по кредитам. Высокие цены на запасные части и комплектующие изделия на оборудование и автомашины. Возможность появления новых сильных конкурентов. Финансовая неустойчивость поставщиков и оптовых потребителей

Сильные стороны: Широкий ассортимент продукции. Достаточно квалифицированные кадры Хорошо отлаженный процесс осуществления торговой деятельности. Расширение торговых мощностей в перспективе. Хорошее техническое состояние оборудования. Достаточная известность. Упорядоченная структура предприятия.

Слабые стороны: Неэффективная система мотивации персонала. Трудности в достижении поставленных целей Высокая текучесть кадров Периоды колебания покупательского предпочтения. Недостаточный уровень маркетингового опыта. Нестабильность цен на закупаемое сырье у поставщиков. Недостаточный уровень качества обслуживания клиентов Слабая система анализа рынка и продвижения продукции

Метод SWOT - анализа выявил некоторые характеристики текущего состояния ООО «Брянсксбыт», оказывающие негативное влияние на эффективность его деятельности, именно данный метод позволяет определить возможные стратегические альтернативы и сформулировать критерии выбора наилучшего варианта из этих альтернатив.

С целью повышения эффективности торговой деятельности ООО «Брянсксбыт», необходимо ориентироваться на подход, связанный с усилением доли на рынке, в полной мере используя экономию на масштабе закупок и продаж, большее внимание следует уделить подбору сети поставщиков, находящихся на небольшом расстоянии по территориальной удаленности и налаживании с ними долгосрочных связей, приобретение продукции крупными партиями, где цены наиболее низки.

В ходе анализа выявлено, что изучаемое предприятие располагает значительным производственно-коммерческим потенциалом: это и площади складских помещений, и складское и производственное оборудование, достаточные трудовые ресурсы и технические средства, налаженная технология. Необходимо не только обеспечить максимальное и эффективное его использование, но и обеспечить получение дополнительных средств с целью вложения их в расширение как оптовой, так и развитие собственной розничной торговли.

Перейти на страницу: 1 2