Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Этика

Этика

- это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что - плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.

В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.

В качестве неэтичного менеджмента можно привести следующие достаточно распространенные явления:

Ø выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным ( «средства оправдывают цель»);

Ø неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

Аморальными и одновременно противоречащими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве случаев этичное поведение менеджера не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого в менеджменте, могут служить:

утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);

пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;

несоблюдение данного слова;

нарушение устной договоренности;

аморальное поведение в быту;

подбор кадров по принципу знакомства;

сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

унижение подчиненных;

унижение перед начальниками;

отказ от принятых обязательств;

получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

раскрытие служебных и коммерческих секретов;

раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;

невозвращение долга в срок.

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:

нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;

уважение к ветеранам и старикам;

уважение к властям и руководителям;

уважение к результатам чужого труда;

уважение к чужому горю;

стремление к чистоте и порядку;

опрятность в одежде.

Нарушением этических норм считается:

- неуважение к чужим физическим недостаткам;

неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с твоим);

неуважение к науке, образованности, чужому опыту;

нарушение правил общественного поведения;

обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;

- невыдержанность, грубость, брань.