Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Роль менеджмента в реализации властных отношений

Менеджмент является динамической системой, поддерживающей жизнеспособность и устойчивое функционирование предприятия. Без эффективного управления производственные ресурсы остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством, приносящим выгоду собственнику. В условиях конкуренции обеспечение устойчивого функционирования любого предприятия и достижение его успеха в значительной степени определяются опытом и эффективностью менеджмента.

Опыт и умение менеджмента правильно действовать (принимать необходимые решения и добиваться их реализации) в реальной ситуации являются главными преимуществами предприятия в рыночной экономике. В основе механизма эффективного управления предприятием (корпорацией) лежит совокупность властных отношений собственника, предпринимателя и менеджмента.

Властные отношения собственника направлены на использование права собственности на имущественный комплекс предприятия или его части (принадлежащей собственнику доли) для влияния на менеджмент с целью получения максимальной выгоды использования своего капитала в обороте при формировании национального валового продукта и участия в международном обмене. Как отмечалось выше, важным элементом реализации этого права является установление собственником прав, обязанностей и ответственности органов управления юридического лица (предприятия), создаваемого для реализации предпринимательской деятельности.

Властные отношения собственника проявляется также через утверждение основных направлений и целей развития конкретного бизнеса (в рамках предпринимательской деятельности предприятия) и контроль эффективности менеджмента в реализации этих целей (в том числе рост капитала собственника). Определение и развитие конкретного бизнеса, а также оценка и достижение ожидаемой выгоды при его реализации обеспечиваются эффективным управлением. Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности, в свою очередь, опирается на использование власти менеджмента и влияние руководителя в организации.

Менеджмент, его компетенция и эффективность на предприятии при осуществлении конкретного бизнеса, реализуемые через властные отношения менеджмента и влияние руководителя на персонал предприятия, имеют решающее значение в достижении предпринимательских целей и реализации властных отношений собственника.

Главное внимание менеджмент всегда должен уделять обеспечению экономической эффективности деятельности предприятия, созданного собственником (собственниками) для осуществления предпринимательской деятельности с целью получения выгоды.

Иными словами, само существование менеджмента и власть, которая ему предоставлена, могут быть оправданы лишь в случае, когда управление деятельностью предприятия обеспечивает экономические результаты, требуемые собственником. В этом проявляется диалектика взаимосвязи собственности, власти и менеджмента. В силу этого менеджмент является экономическим органом предприятия и общества. При таком подходе к менеджменту потребность в профессиональных руководителях будет постоянно возрастать.

В то же время необходимо учитывать, что менеджмент имеет социальную составляющую его эффективности и властных отношений в организации. Она (социальная составляющая) проявляется через социальную ответственность менеджмента и через учет власти покупателя и подчиненных.

Перейти на страницу: 1 2 3