Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Оценка эффективности предложенных мероприятий

За исследуемый период происходит рост выручки от реализации продукции (в 2009 году - на 0,6% по сравнению с 2008 годом), а затем ее снижение (в 2010 году на 4,32 тысячи рублей).

Производительность труда персонала хлебозавода снижается с 5,53 тысяч рублей до 5,45 тысяч рублей выручки от реализации на 1 сотрудника.

За исследуемый период на предприятии происходит рост величины собственного оборотного капитала в 2010 году до величины 127,81 тысяч рублей, однако в 2009 году величина собственного оборотного капитала снижается на 17,14 тысяч рублей по сравнению с 2008 годом и равна 104,92 тысяч рублей.

Оборотные средства хлебозавода сформированы в 2009 году 13,1% за счет собственных средств, доля собственного капитала в формировании оборотных средств снижается в 2010 году растет до уровня 15,7%, остальная часть оборотных средств предприятия сформированы за счет краткосрочных пассивов, а точнее за счет кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам.

Денежные средства, вложенные в процесс производства в виде оборотных средств: сырья, материалов возвращаются на предприятие в виде денежных средств только через 411 дней.

За 2008 - 2010 годы в ЗАО «Железногорский хлебозавод» происходит небольшой рост выручки от реализации продукции (в 2009 году), а затем ее снижение, также незначительное (в 2010 году) одновременно с ростом ее себестоимости, коэффициенты ликвидности предприятия значительно ниже норматива.

Организационная структура предприятия соответствует его типу производства и направлена на решение возникающих производственных и хозяйственных проблем в кратчайшие сроки.

В ЗАО «Железногорский хлебозавод» не существует стратегии развития, существуют лишь отдельные цели развития.

По результатам проведенного анализа внешней и внутренней среды ЗАО «Железногорский хлебозавод», можно сказать, что модель эффективного управления для данной организации будет основана на процессе стратегического управления.

На предприятии целесообразно создание службы стратегического управления, которая будет заниматься разработкой и внедрением стратегии развития.

Стратегия эффективного развития хлебозавода должна включать мероприятия:

а) в области улучшения маркетинговой деятельности и производства;

б) изменение производственного процесса;

в) улучшение управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

После реализации предложенных мероприятий выручка от реализации продукции хлебозавода составит 814,361 тысяч рублей; себестоимость реализованной продукции 608,327 тысяч рублей; чистая прибыль составит 76,289 тысяч рублей.

Реализация предложенных мероприятий позволит увеличить прибыль предприятия, получить внереализационные доходы, улучшить структуру имущества, повысить ликвидность и платежеспособность ЗАО «Железногорский хлебозавод». Реализация стратегии развития должна стать непрерывным процессом с осуществлением мониторинга состояния организации и разработкой новых механизмов управления производственным и финансовым процессами на хлебозаводе.

Ключевыми факторами успеха реализации стратегии на хлебозаводе будут являться непрерывный процесс контроля показателей выполнения стратегии, а также мотивация и развитие своих сотрудников, как рабочих, так и управленческого персонала.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 - Факторы макроокружения ЗАО «Железногорский хлебозавод»

Фактор

Проявление

Возможная реакция предприятия

Политические факторы

Низкая заинтересованность государства

Отсутствие льгот, ужесточение налогового законодательства

Приспособление к новым условиям хозяйствования

Низкая заинтересованность государства

Отсутствие гарантированного уровня поддержки со стороны государства

Поиск иных источников средств для развития производства Заключение долгосрочных договоров с покупателями и поставщиками

Возможность вступления в ВТО, ужесточение требований к качеству продукции

Появление на рынке предприятий с аналогичной продукцией более высокого качества

Удержание доли рынка за счет проведения более рациональной ценовой политики

Экономические факторы

Экономический кризис

Рост цен на отдельные виды сырья (основное сырье - муку, соль и дрожжи, вспомогательное сырье - жир, сахар, яйца, молоко, солод, патоку и пряности)

Экономия ресурсов, поиск путей более рационального их использования, повышение себестоимости продукции

Снижение реальных доходов населения

Снижение платежеспособного спроса

Расширение рынков сбыта, увеличение ассортимента товаров более низкой ценовой категории

Уменьшение численности населения

Негативное влияние на спрос и кадровую составляющую

Борьба с конкурентами за рынки сбыта за счет повышения качества, расширения ассортимента, снижения цен

Высокий уровень безработицы

Удешевление ресурсов на рынке труда

Снижение затрат на оплату труда, снижение себестоимости продукции за счет автоматизации производства

Правовые факторы

Принятие новых законодательных актов в сфере экономики и финансов

Правовая нестабильность

Приспособление к новым условиям хозяйствования

Фактор

Проявление

Возможная реакция предприятия

Действующие законы: ФЗ №29 от 02.01. 2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», постановление Правительства РФ №917 от10.08.98г. «О концепции государственной политики в области здорового питания»

Строгий контроль государства за качеством пищевой продукции

Рост расходов предприятия на приобретение продукции из качественного сырья и натуральных добавок

Постановление правительства РФ «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации» (от 5 августа 2010 года) запрет действовал до 31 декабря 2010 год

Снижение цены зерна, повышение объемов доступного сырья

Снижение расходов на сырье, снижение себестоимости продукции

Технологические факторы

Достаточно медленное развитие хлебобулочной индустрии

Возможность применения новых технологий производства хлеба, технологии шоковой заморозки, производство и расширение ассортимента новых продуктов лечебно - профилактического назначения

Использование морально и физически устаревшего оборудования до появления финансовой возможности покупки новых технологий за счет инвесторов

Недостаточный объем затрат на НИОКР в области хлебопроизводства

Медленное внедрение новых технологий

Временное использование устаревших технологий, превышение средней себестоимости продукции над средним уровнем ее по отрасли

Природный фактор

Неблагоприятные погодные условия: аномальная жара, дым от лесных пожаров

Повышение расхода электроэнергии на охлаждение производственных помещений, необходимость корректировки технологического процесса, ухудшение здоровья персонала

Установка охлаждающих систем, систем очищения воздуха, более тщательный контроль за технологическим процессом и качеством выпускаемой продукции, более тщательный контроль самочувствия персонала

Фактор

Проявление

Возможная реакция предприятия

Культурный фактор

Привычки покупателей в области потребления продукции комбината

Приверженность покупателей старшего поколения хорошо известным им продуктам, желание молодых потребителей пробовать новые продукты, с улучшенными вкусовыми качествами, с добавлением витаминов и минералов

Введение в продуктовую линию новых видов хлебобулочных изделий с сохранением линейки хорошо зарекомендовавших продуктов, пользующихся спросом у старшего поколения покупателей

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8