Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Понятие стратегии развития и процесс ее разработки и реализации

Этап стратегического менеджмента связан с развитием управления компаниями до профессионального уровня. Без этого все начинания в области стратегий растворятся в потоке новых идей собственника, для которого регулярный менеджмент является скучной рутиной и противоречит его предпринимательской жилке.

Только небольшое количество собственников компаний в России способны понимать, что при внедрении стратегического управления, необходимо опираться на решения, глубоко продуманные, основанные на рациональных оценках и скрупулезном анализе внешней и внутренней среды предприятия.

Стратегия предприятия определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию действий [3, с. 42].

Стратегия, в общем случае, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курсов действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [17, с. 46].

Стратегия предприятия строится на принципах непрерывной адаптации к изменяющимся условиям. Идеи адаптации, совершенствования и эволюции организации в теорию стратегического управления ввел в 1966 году А. Чандлер, затем они нашли применение в методологических разработках многих ученых (И. Ансоффа, М. Альберта, Б. Карлоффа и других). По сути, все эти концепции сводятся к основной цели любой стратегии - они призваны обеспечить выживание (существование) и развития предприятия [4, с. 4].

Стратегия - это комбинация запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций [8, с. 314].

Наиболее распространённые, выверенные практикой и широко освещённые в литературе виды стратегии развития обычно называются эталонными (базисными). Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология [16]. Каждый из них может находиться в существующем или в новом состоянии (рисунок 5).

Рисунок 5 - Эталонные стратегии развития

Существует несколько групп эталонных стратегий развития бизнеса. К первой группе относятся стратегии концентрированного роста, ко второй - стратегии интегрированного роста, к третьей - стратегии диверсифицированного роста, к четвертой - стратегии сокращения [5, с. 15].

Стратегии концентрированного роста связаны с изменением продукта и (или) рынка. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведёт поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо перехода на новый рынок.

Конкретными типами стратегий этой группы являются следующие [2, с. 357]:

а) усиление позиции на рынке, при которой фирма делает всё, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

б) развитие рынка, заключающееся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

в) развитие продукта, предполагающее решение задачи роста за счёт производства нового продукта на уже освоенном рынке.

Стратегии интегрированного роста предполагают расширение фирмы путём добавления новых структур. Обычно фирма может осуществлять такие стратегии, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интеграция не противоречит её росту. При этом происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9