Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Понятие стратегии развития и процесс ее разработки и реализации

Существует четыре взаимосвязанные функции стратегического менеджмента [10, с. 10]:

) функция планирования - предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники, чтобы их достичь.

Планирование - один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников предприятия к достижению общих целей.

) организация. Организовать - значит создать некоторую структуру. Чтобы выполнять планы и достигать намеченных целей, необходимо структурировать большое количество различных элементов. Именно совершенствование внутренней структуры предприятия находится в центре внимания стратегического менеджмента. Структурные преобразования - это реакция предприятия на усложнение управленческих задач.

) мотивация.

Задача функции мотивации заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого сотрудника с целью адресного делегирования конкретных заданий. Воздействие на побудительные мотивы работников позволяет предприятию функционировать более эффективно.

) контроль - это процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей.

Для реализации основных функций стратегического менеджмента требуются прежде всего принятие решений и наличие коммуникаций (обмена информацией).

Чтобы достигнуть поставленных целей, руководитель должен выбрать оптимальный вариант из нескольких альтернатив. Выбор одной из альтернатив есть решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно принятие решений составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для понимания проблемы и принятия оптимального решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации служит коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией. Качество коммуникаций определяет эффективность функционирования предприятия. Информация в процессе коммуникаций необходима и для принятия решений, и для их выполнения, и для выбора системы вознаграждения, и при реализации функции контроля.

Так как принятие решений и коммуникации пронизывают все четыре функции стратегического менеджмента, обеспечивая их взаимосвязанность, их называют связывающими процессами.

Взаимосвязь функций, обеспечивающая их единство, и образует процесс стратегического менеджмента (рисунок 1).

Рисунок 1 - Функции стратегического менеджмента

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих вопросов. Эти процессы логически вытекают один из другого.

Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Структура стратегического управления изображена на рисунке 2 [6, с. 39].

Рисунок 2 - Структура стратегического управления на предприятии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов: определение миссии, определение долгосрочных целей, определение краткосрочных целей, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы.

Этап выбора стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8