Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Совершенствование информационно-аналитического обеспечения деятельности органов управления

Актуальность темы проекта. Информационное обеспечение управления является наиболее актуальной на сегодняшний день темой. Необходимость повышения эффективности государственного управления и сокращения его издержек заставляет все активнее внедрять современные информационные технологии в деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Совершенствование информационного обеспечения управления позволит решить следующие задачи:

существенно поднять эффективность оперативного управления;

оперативно получать реальные оценки состояния дел руководящим составом на текущий момент;

структурировать и анализировать полученные данные;

- обеспечить своевременную передачу административно-управленческой информации между управленческими структурами и подразделениями;

- получать необходимую отчетную информацию аналитического характера;

постоянно контролировать взаимодействие между подразделениями;

организовать эффективную систему документооборота внутри различных служб;

осуществлять оперативное взаимодействие с внешними структурами;

вести единые централизованные корпоративные базы данных, электронные архивы

улучшить экономические показатели региона.

В последнее время в связи с реформированием системы государственного устройства и управления России особое внимание уделяется необходимости принятия квалифицированных решений на всех уровнях государственного управления и повышения эффективности и качества работы органов государственной власти, непосредственно работающих с субъектами территорий - физическими и юридическими лицами. Эта проблема важна как на уровне субъектов федерации, так и на муниципальном уровне.

Все эти задачи могут успешно решаться благодаря реализации программ информатизации территорий, то есть программ комплексного внедрения автоматизированных информационных систем в органах государственной власти и местного самоуправления на территории.

Информация изначально выступает как обязательный элемент управленческой деятельности. От своевременности ее получения, полноты и достоверности зависит не только успех, но, более того, выживаемость любого предприятия или организации, причем в рыночных условиях роль данного фактора стократно возрастает. Сегодня компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения воспользоваться ею.

Переход России к рыночной экономике потребовал новых подходов к управлению: на первый план вышли экономические, рыночные критерии эффективности, повысились требования к гибкости. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы, для которых необходимы новые методы для обеспечения управляемости. Информатизация, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) предоставляют принципиально иные возможности для совершенствования государственного управления, пересмотра взаимоотношений между государством, его органами управления и самоуправления создание так называемых электронных правительств (E-government) выводит на объективно новый вид взаимосвязей гражданин-государство, основанных на прозрачности принимаемых решений, исключении субъективных факторов из процесса управления как процесса принятия решения.

Состояние научной разработанности темы проекта. В настоящее время российский рынок в достаточной мере заполнен литературой по выбранной тематике, имеющей теоретический и рекомендательный характер. Методологические основы формирования политики информационного обеспечения нашли отражение в работах Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, О.А. Гаврилова, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, В. Кнаппа, В.А. Копылова, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, А.В. Морозова, С.С. Москвина, Н.С. Полевого, М.М. Рассолова, А.Д. Урсула, В.М. Хургина, С.М. Шахрая, А.Р. Шляхова, В.Д. Элькина и другие. По литературным данным известен целый ряд подходов к определению содержания понятия информационного обеспечения. Рассмотрим наиболее распространенные среди этих подходов.

Н.С. Полевой и А.Р. Шляхов рассматривали информационное обеспечение как одно из направлений науки кибернетики. Предметом этого направления являются закономерности образования, восприятия, хранения, обработки и выдачи социально-правовой информации в целях повышения эффективности организационного взаимодействия управляющих и управляемых систем в обществе.

Ю.М. Батурин в информатизации выделяет три составляющих: техническую сторону информационного обеспечения и программное обеспечение управленческих задач; специализированные управленческие системы и принятие решений с помощью ЭВМ; Развивая эти положения, М.М. Рассолов и В.Д. Элькин определяют информационное обеспечение - как «прикладную науку, изучающую проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования социально-правовой информации в системах управлением общества и ее подсистемах как специфических правовых информационных образованиях» .

О.А. Гаврилов, соглашаясь с предложенным Н.С. Полевым определением, определяет информатизацию как «междисциплинарную отрасль знаний о закономерностях и особенностях информационных процессов в управленческой деятельности, об их автоматизации, о принципах построения и методиках использования автоматизированных информационных систем, создаваемых для совершенствования и повышения эффективности управленческой деятельности. Основные теоретические аспекты этой проблемы исследованы в монографиях Анисимова С.А., Петрова А.В., Берга А.И., Черняка Ю.И..

Практические аспекты информационного обеспечения рассматриваются в журналах: «Информационные ресурсы России», «Наука и информационное общество», «Проблемы теории и практики управления» и других.

Однако большое количество работ по этому вопросу не дает оснований для вывода об исчерпанности темы, избранной для курсового проекта.

Цель и задачи. Целью проекта является совершенствование информационного обеспечения единой информационной системы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю;

Исходя из поставленной цели проекта необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.

Задачи информационного обеспечения можно определить следующим образом:

а) сущность системы информационного обеспечения управления;

б) анализ нормативно-правовой базы информационного обеспечения управления;

в) анализ системы информационного обеспечения Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю;

г) определение последовательности перехода к электронному документообороту;

д) разработка предложений и методических рекомендаций по созданию единой информационной системы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю.

Объектом проекта является Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, предметом - его деятельность по информационно-аналитическому обеспечению.

Хронологические рамки проекта охватывают период 2007 - 2008гг., в течение которых осуществлялась работа по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю.

При подготовке данного проекта теоретико-методологической базой послужили:

Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, которые регламентируют общие положения информационного обеспечения управления;

литература и периодические издания.

В методическом плане - данная квалификационная работа опирается на различные аналитические и методические материалы.

Рассматриваемая тема данного проекта потребовала применения разнообразных методов исследования: метод анализа документов, метод сравнения, метод исторического анализа, синтез полученной информации, методы описательный и сравнительный, метод анализа документов.

Практическая значимость проекта заключается в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в проекте, могут быть использованы в процессе дальнейшего развития взаимодействия органов Федерального казначейства между собой, с другими органами власти, а также с распорядителями и получателями средств бюджетов различных уровней и в других структурных подразделениях федерального и регионального управления.

Структурно проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

В первой главе произведен обзор современного развития информационных систем в управлении, их роль в информационно-аналитической поддержке принятия решений служащих, нормативно-правовой базе организации и функционирования автоматизированных информационных систем

Во второй главе рассмотрено нормативно-правовое регулирование в сфере информатизации, государственной информационной политике.

В третьей главе произведен анализ функционирования единой информационной системы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, сформулированы предложения по совершенствованию информационного обеспечения данной организации.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ